«Маршрут года» — именно такая премия: честная и весомая.

Моя встреча с Ильей Кострикиным, директором туроператорами «Магазин путешествий», о которой я давно мечтал, состоялась на «Верещагин СырFest» в Event-отеле Конаково РиверКлаб. В ходе встречи мы обсудили много интересных и актуальных тем развития отечественного туризма, поговорили о роли и важности премии «Маршрут года», об отечественном событийном туризме и событийных турах, и конечно же о планах развития компании «Магазин путешествий». Наша беседа и стала частью интервью, которое я предлагаю Вашему вниманию. Интервью станет войдет в книгу о путешествиях по России, в которой будут опубликованы мои заметки и материалы моих друзей, интервью с интересными людьми. Работа над книгой под рабочим названием «Стиль жизни #ПораПутешествоватьПоРоссии» продолжается!   

 

Илья, «Магазин путешествий» является постоянным участником премии «Маршрут года», и позвольте мне лично поздравить Вас с тем, что многие турмаршруты «Магазина путешествий» стали обладателями Гран-при и лауреатами конкурса, а также, пользуясь случаем, пригласить компанию к участию в конкурсе 2018 года! В связи с этим, просьба ответить на вопросы. Как Вы оцениваете роль премии «Маршрут года» в развитии внутренного туризма? Что мотивирует Вашу компанию на участие в конкурсе и что это дает «Магазину путешествий»?

– Геннадий, спасибо и вам за создание премии «Маршрут года» и возможность принять в ней участие. Обязательно выступим со своими маршрутами и в 2018 году.

На самом деле, премий в сфере туризма сейчас очень немного, а особенно мало премий с понятными и прозрачными критериями, в которых действительно побеждают сильнейшие. «Маршрут года» — именно такая премия: честная и весомая. Реально для участия в ней люди готовятся, за свои деньги едут в другие города на очную защиту, придумывают нестандартные решения, чтобы удивить жюри, и идет настоящая борьба, а потом – интрига, кто же станет победителем. Именно такой премии не хватало туристическому миру, а теперь уже 4 года как она существует.

Возможно, не всегда на премии хватает по-настоящему сильных участников – операторов-практиков, у которых маршруты действующие; соревноваться с теми, у кого маршрут представлен красиво, а туристов нет, — не так интересно.

На своем сайте маршруты, которые вышли в финал, и тем более маршруты, которые стали победителями, мы обязательно отмечаем специальным значком, и туристы это видят. Им важно, что тот или иной маршрут получил такой высокий статус, они обращают на это внимание и часто принимают решение о покупке именно по этому фактору: если уж экспертное жюри оценило этот маршрут, значит, туда точно стоит поехать! Так что победа в премии очень влияет на продвижение, и мы намерены участвовать в премии «Маршрут года» и дальше, и очень хотим, чтобы наши туры получали высокие экспертные оценки.

 

«Магазин путешествий» является одним из лидеров среди туроператоров по внутреннему туризму. В скольких регионах вы работаете? Сколько туристических маршрутов и экскурсионных программ у вас в продаже на постоянной основе?

– Сейчас на сайте представлены туры в 47 регионов России. Плюс 10 стран Ближнего Зарубежья. Плюс 26 европейских стран. Да, мы официальный международный туроператор уже давно, и в этом году сделали огромный прорыв по части туров в Европу – запустили линейку авторских туров и делаем их так же хорошо, как и Россию.

По количеству туров – у нас всегда в продаже порядка 350 однодневных экскурсий из Москвы, около 1300 многодневных туров по России и СНГ и около 150 европейских программ. Это все туры с фиксированными датами и актуальными ценами, то есть любой тур можно забронировать.

Не все туры мы делаем сами как туроператор, со временем наш сайт стал и сильнейшим агрегатором туристических предложений от партнеров, но для туриста разницы нет: мы и свои программы делаем на высочайшем уровне, и от партнеров требуем того же. И цены, конечно, единые по рынку у всех.

 

Думаю, что многим было бы интересно узнать, как строится у вас в компании процесс создания успешного маршрута? Как вы его придумываете?

– Для того чтобы придумать маршрут и чтобы он был успешным, нужно этими маршрутами жить. Чисто технически написать и как-то провести тур может большинство фирм. Но нам важно видение маршрута. В любом туре должна быть история, фишки, на которые можно опереться. Мы ищем их и находим везде, куда приезжаем. Часто бывает так, что эти фишки находятся не сразу, а только когда начинаешь копать, разговаривать с местными гидами, внимательно вслушиваться – из обычных статей в интернете программу не сделать.

Можно сказать, что десятки сотрудников нашей компании: и ведущие менеджеры, и бронирующие менеджеры, и гиды, и руководство – все держат «нос по ветру» и мониторят интересные предложения, и все так или иначе вносят вклад в создание маршрутов. Новые маршруты – не результат деятельности одного «разработчика». Это непрерывный креативный процесс нескольких десятков человек. Мы все фанаты путешествий, у нас мозг уже заточен на создание и совершенствование маршрутов, мы постоянно в каком-то творческом поиске, мы мыслим турами!

И интересный эффект: порой идеи туров нам подсказывают неравнодушные клиенты. Наша аудитория – это творческие образованные люди, которые тоже рады предложить нам и маршруты, и их необычную подачу. Если мы подхватываем их идеи и воплощаем в жизнь – то они видят такую обратную связь от нас и предлагают еще больше интересного.

Бывает, что мы рассматриваем туры в какой-либо регион и видим, что программы, которые предлагают местные операторы, – слабоваты, что мы бы сделали по-другому. А потенциал региона достаточно большой. В этом случае мы ставим свой маршрут – так, как мы сами его видим.

Где-то хороша классика, мы не отказываемся от нее ни в коем случае. Но много классики заезженной, по советским стандартам, когда какие-то факты замалчивалось, некоторые пласты истории не поднимались. Мы очень уважаем классические экскурсии, проверенные годами, но стараемся копнуть глубже.

И, конечно, часто маршруты рождаются тогда, когда администрации регионов, новые музеи, фермы и другие объекты сами присылают нам свои предложения о сотрудничестве. Поскольку мы очень крупный оператор, то к нам обычно обращаются в первую очередь, и мы с удовольствием откликаемся, когда видим потенциал в предложении.

 

Сколько времени уходит на то, чтобы «раскрутить» экскурсионную программу? Какие технологии и инструменты маркетинга, PRи рекламы, с учетом Вашей практики, Вы бы выделили?

– Мы уже очень раскрученный оператор с посещаемым сайтом, и многие рассматривают нас как платформу для реализации – мы продаем не только свой продукт, но и программы смежных операторов. Если продукт и маршрут хороший, то за 2-3 месяца он сам себя раскрутит без дополнительного продвижения.

А вот если продукт не продается, это значит, что мы сделали что-то не так. Не на те кнопочки нажали, не за те ниточки потянули, несвоевременно его ввели.

Своевременность маршрута, кстати, – очень важный фактор. Например, на волне санкций мы разработали экскурсию «Медведи в икре» –- про историю посольского дела в России. Оказывается, история с санкциями и антисанкциями длится уже несколько веков! И, конечно, про это очень интересно услышать в свете нынешних событий.

На волне запрета на импорт сыров хорошо пошли туры на сырные фермы, которые сейчас в России развиваются.

И очень сложно идет запуск маршрута в новые регионы, которые не раскручены на рынке центральной России. Без поддержки местных властей такой регион запустить практически нереально.

Со своей стороны в этом году мы запустили несколько акций «Дни регионов»: Дни Санкт-Петербурга, Дни Калининграда, Дни Татарстана, Дни Урала. С их помощью мы продвигаем самые разные регионы, повышаем к ним интерес, увеличиваем в разы продажи туров. Но в редкие регионы без поддержки властей мы не зайдем – наши маршруты должны появляться на сайтах центров развития туризма, в рекламных материалах, сам регион должен мелькать на билл-бордах и в телепрограммах о путешествиях, чтобы стать привлекательным для туристов. Чтобы раскрутить маршруты в новый регион, никакого бюджета и рекламных возможностей одного туроператора не хватит, если массовый турист об этом регионе знает мало.

 

Выстраиваете ли Вы взаимодействие с местной властью, создавая маршрут в том или ином регионе (городе)?

– Конечно. Обязательно взаимодействуем со всеми, кто идет на контакт, участвуем в инфотурах, совещаниях, без этого никак. Бывает, что у нас возникают вопросы по работе с музеями или другими объектами – и мы просим содействия администрации. Эти же области нас поддерживают на мероприятиях, прислушиваются к нашим проблемам и реагируют на них.

 

Как Вы взаимодействуете с местными турфирмами, создавая тур в тот или иной регион (город)?

– Если местный оператор уникальный, у него есть продукт, который предлагает только он, или эксклюзивные договоренности с объектами, или оборудование, или анимация, которую делает только оператор, и он дает хорошую цену на программы, то, разумеется, мы работаем через местного оператора.

Для нас важно, чтобы клиенты получили лучший продукт по самой привлекательной цене.

Если турфирма просто хочет обслуживать наши автобусы и просто берет наценку за то, что мы можем сделать сами, то мы действуем в интересах туристов и организуем тур самостоятельно.

 

Развивая событийный туризм, я лично стараюсь призвать отечественных туроператоров создавать как можно больше туров на события в наши регионы, тем более, что с каждым годом появляется все больше и больше мероприятий, которые могут быть привлекательными для туристов.

–Это правильно.Конечно, событие очень здорово продвигает регион.

 

Как много туров на события и в какие регионы предлагает «Магазин путешествий»?

– Сейчас в нашем ассортименте с июня до ноября 2018 года – туры на более чем 50 событий в самые разные регионы. Мы уделяем большое внимание событийным турам – они, как правило, пользуются хорошим спросом. Если просто в Суздаль легко поехать в любой день, и человек может откладывать эту поездку, потому как Суздаль никуда не денется, то на Праздник Огурца можно попасть только раз в году – поэтому удается собирать и по 3, и по 4 экскурсионных автобуса на это мероприятие. Рекорд событийных туров у нас был в 2012 году, когда на реконструкцию в честь 200-летия Бородинского сражения от нас поехали больше 35 автобусов с туристами.

 

С учетом каких критериев Вы делаете выбор в пользу того или иного события, чтобы создавать тур?

– Когда мы выбираем событие, на которое будем отправлять наших туристов, то всегда хочется, чтобы оно было интересным, связанным с историей местности, с традициями, с особенностями региона или просто единственным в своем роде.

Каждому событию – свое время. К примеру, если лет 5 назад если какой-то военно-исторический клуб собирался на поле и делал реконструкцию битвы, то это уже было событием, а сейчас этим никого не удивишь, туристы выбирают реконструкции масштаба Бородинского сражения. Или фестивали фейерверков: когда-то вызывали восторг, но с появлением масштабных пиротехнических шоу в Москве туристам сложно объяснить, для чего ехать на фестиваль фейерверков в другой город.

Конечно, когда мы выбираем, на какое событие отправить группы, мы смотрим не только на уникальность, но и на его известность на федеральном уровне. Знают ли уже про него туристы без нас? Это важно.

Как показала практика, одними силами операторов на новое событие группу собрать почти нереально. Мероприятие должно быть интересным и раскрученным администрациями регионов.

И главное: событие должно быть реально событием. А не просто несколько человек собрались и «для галочки» что-то провели. Были случаи, когда мы привозили автобусы туристов на фестиваль, а потом долго отвечали на негативные отзывы, потому что была слабая организация, плохая самодеятельность, не хватало еды, не хватало сувениров, туристы откровенно скучали, а были даже удивительные случаи, когда праздник заканчивался раньше намеченного времени и к моменту, когда наша группа доезжала из Москвы в соседний регион, организаторы и артисты уже расходились.

 

Что бы Вы порекомендовали организаторам событий, которые хотят работать с «Магазином путешествий» или другим туроператором?

– Вначале важно определиться: а нужны ли туристы из столицы или соседних регионов на этом празднике или это развлечение для местных жителей? Если это праздник уровня «день села» — где просто интересно собраться жителям городка или деревни, отпраздновать окончание сбора урожая, то не нужно даже пытаться звать операторов. А если событие делается для привлечения туристов в регион, то это реально должно быть то, ради чего стоит ехать. Из таких удачных событий: Льняная палитра Плеса, День огурца в Суздале, «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, Праздники открытия и закрытия фонтанов в Петергофе. Можно взять и события менее масштабные: Верещагин СырFEST в Конаково, День сенокоса в Мураново, Синеревый фестиваль в Шахматово – они организуются на хорошем уровне и с учетом приезда групп.

Организаторам нужно более тщательно продумывать историю, находить какие-то факты, связанные с темой фестиваля. И делать мероприятие качественным и комфортным для посещения. Клиента не обманешь! Можно обмануть власти, туроператоров, можно обмануть самих себя, а туристов не обманешь – на нестоящее событие они либо не едут, либо едут, но потом отзывы такие, что лучше бы не ехали.

Организаторам, которые ждут туристические группы, нужно подстроить расписание праздника под приезд группы. Не начинать самые зрелищные части программы, пока туристы не собрались, и не оставлять самое важное на последний момент – когда группе уже пора ехать обратно. Вы же понимаете: если мы пообещали, что туристы на фестивале увидят что-то определенное, то нужно, чтобы мы это не пропустили.

И самая важная рекомендация для организаторов: приглашать туроператоров на мероприятия (к этому моменту должны быть точно известны и день, и программа!) нужно не за один месяц, а минимум за полгода! Потому что нам необходимо написать программу, поставить в расписание на сайт, она должна раскрутиться в поисковиках, у оператора должно быть время ее прорекламировать среди клиентов. За месяц до мероприятия мы даже не беремся за реализацию тура на него, это бессмысленная трата сил.

 

Что пользуется наибольшей популярностью у отечественных туристов в этом году? Что может измениться в ближайшие 3-5 лет?

– Год от года туристы ездят все больше. Куда-то сами, куда-то с туроператорами. И явно заметна тенденция «расширения горизонтов». Ближайшие направления уже во многом освоены, и люди обращают внимание на дальние города и области.

И региональным операторам нужно готовиться с поддержкой властей и запускать туристические маршруты там, где их еще совсем мало. Урал, Сибирь, Якутия, Тува. Вот Тува – там отдыхали президент и министр обороны, но этого факта мало для раскрутки региона! Для клиентов нужны хорошие обычные доступные туристические продукты – регулярные сборные туры, которые можно просто купить и поехать.

И, конечно, популярностью и пользуются, и будут пользоваться регионы с хорошей транспортной доступностью. Прежде чем ставить новые туры на сайт, мы смотрим: какая ситуация с железнодорожными билетами, сколько поездов, сколько стоит авиаперелет и как часто есть рейсы. Без транспортной доступности регион не раскрутить.

 

В каких городах планируете запустить проекты?

– В этом году новые туры мы сделали на Валаам, Соловки, расширили ассортимент по Уралу. А вот собственный тур на Алтай мы открыли и закрыли. Мы посмотрели, каких туров не хватает, сделали маршрут в своей стилистике, но местные операторы смогли организовать его лучше и дешевле, поэтому мы с удовольствием продаем их вариацию тура. Конечно, мы будем открывать новые направления, но это вопрос будущего, не будем забегать вперед. В России еще очень много мест, которые ждут наших туристов.

 

Куда Вы лично любить отправиться в путешествие, имеется ввиду территория страны?

– Россия неисчерпаема, и я люблю путешествовать туда, где еще не был, открывать новые территории. Я везде нахожу что-то интересное. Мне, как и нашим туристам, нравятся волжские города и сама матушка-Волга. Но, пожалуй, самый богатейший на впечатления, неразгаданный и манящий регион для меня – это Камчатка, там я был несколько раз и хочу еще не единожды вернуться.

rfwbs-slide