Накануне поездки на выставку «Интурмаркет» по просьбе журналистов из Воронежского ГТРК дал комментарий по поводу участия воронежских турбрендов в рейтинге региональных туристических брендов.
В телевизионный новостной сюжет естественно попал не весь мой комментарий, но главный тезис все же попал – региону надо активнее продвигать свои достопримечательности и события, и именно на это должна быть направлена политика и Департамента культуры области, и ТИЦ области, и ТИЦ города Воронежа.
Теперь немного подробнее и для начала краткая справка.
Исследование было проведено центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и журналом «Отдых в России» при участии исследовательского агентства BCGroup. Целью исследования было выявление наиболее известных, узнаваемых и привлекательных для туристов региональных брендов.
Для подготовки данного исследования журнал «Отдых в России» направил запросы в региональные министерства и департаменты по культуре и туризму с просьбой предоставить информацию о продвигаемых региональных туристских брендах. В результате чего получился список из 1000 наименований. Все собранные бренды были разделены на 5 групп: «Объекты показа (достопримечательности, места отдыха, географические и промышленные объекты)», «Туристические маршруты», «Мероприятия событийного туризма», «Гастрономические бренды» и «Народные художественные промыслы». После предварительного отсева экспертами ЦИК «Рейтинг» и журнала «Отдых в России» было отобрано 425 наименований, которые и вошли в итоговую таблицу для опроса граждан.
Опрос проводился с 13 по 19 февраля 2017 года при участии исследовательского агентства BCGroup. Были собраны и обработаны более 1000 анкет жителей всех регионов России. В основу рейтинга легли три критерия: узнаваемость бренда, его связь с регионом и туристическая привлекательность.
По запросу журнала «Отдых в России» Департаментом культуры Воронежской области была предоставлена информация о следующих продвигаемых региональных туристских брендах:
— Действующая копия корабля «Гото Предестинация»
— Дворцовый комплекс Ольденбургских
— Музей-усадьба Д. Веневитинова
— Музей-заповедник «Дивногорье»
— Музей-заповедник «Костенки»
— Маршрут «В поисках литературных сокровищ»
— Выставка-ярмарка «Воронеж-Сад»
— Международный Платоновский фестиваль
— Фестиваль сыра
— Рождественская ярмарка «Панинский гусь»
— Воронежская матрешка
— Карачунская игрушка.
Одна из достопримечательностей нашего региона, «Воронежская матрешка», заняла 22 место в ТОП-25 народных художественных промыслов России. Радоваться этому факту я бы не спешил, так как о самой матрешке, как сувенире для туриста, и в самом Воронеже и области мало знают, многие его и не видели воочию, разве что знакомы с ней по изображениям, которые можно найти в Интернете. О чем я естественно не мог не сказать в своем ответе на вопрос журналиста.
Несомненно, что такие достопримечательности нашей области, как: действующая копия корабля «Гото Предестинация», Дворцовый комплекс Ольденбургских, Музей-усадьба Д. Веневитинова, Музей-заповедник «Дивногорье» и Музей-заповедник «Костенки», известны многим и за пределами региона, и включены в турмаршруты некоторых федеральных туроператоров.
Но что такое — Маршрут «В поисках литературных сокровищ»? Это рабочий турмаршрут, кто его продает, кто по нему путешествует? Не поторопились ли представители Департамента культуры региона присвоить данному маршруту статус «регионального туристического бренда»?
Конечно же, такие события, как Выставка-ярмарка «Воронеж-Сад» и Международный Платоновский фестиваль, уже давно стали одними из знаковых событий в культурной жизни нашего региона. Но являются ли они «региональными туристическими брендами»? На мой взгляд, нет. Эти события не продвигаются в туристическом пространстве страны и мира. Во многих регионах проводится схожие по своей сути события, которые активно продвигаются в информационном пространстве, и уже заняли свое место на событийной туристической карте страны. Например, Фестиваль музыки и искусств «Тремоло» в Тольятти, ранее проводившийся под названием «Классика над Волгой», которому далеко до бюджета Платоновского фестиваля, но на который уже более трети билетов приобретают зрители не из Тольятти и Самарской области. А что это дает? Гости фестиваля которые приезжают на «Тремоло» из других регионов привозят в Тольятти свои деньги, которые они тратят на отель, рестораны и кафе, сувениры, и при этом они уже заплатили деньги за билеты на фестиваль субъекту предпринимательской деятельности. Зарегистрированному в Тольятти.
Очень надеюсь, что в самое ближайшее время, Департамент культуры Воронежской области начнет более активно реализовывать политику формирования туристической привлекательности нашего региона, продвижения туристических достопримечательностей и событий области. При этом следует отметить, что Департамент культуры стал более активен в своих действиях по популяризации турсферы региона, что было продемонстрировано на выставке «Интурмаркет».
Но, настала пора переходить от разрозненных акций к целевой программе, от тактике к стратегии, включающей комплекс тактических действий. Настала пора разработать и реализовать специальную коммуникационную стратегию по позиционированию Воронежа и Воронежской области на туристической карте страны и мира.